«На месте сем погребено тело инока Валаамского монастыря» – гласит надпись на одном из надгробий у Свято-Параскевинского храма в селе Великодворье, что во Владимирской области. За алтарем церкви покоится игумен Панхарий, насельник Московского подворья Валаамского монастыря, впоследствии – настоятель Пятницкой церкви.
Игумен Панхарий, в миру Баранов Николай Харитонович, родился в селе Спасское Осташевского района Московской губернии 19 января 1882 года в семье крестьянина Харитона и Дарии. Обучался в церковно-приходской школе.
Первоначально поступил в Валаамский монастырь 18 июня 1901 года и, прожив здесь три года, выбыл. Затем вновь прибыл окончательно 15 июня 1909 года. Зачислен в послушники 8 ноября 1911 года. Проходил послушание в живописной мастерской. В 1914 году он, как сказано в личном деле, в связи с военными действиями выехал из монастыря. В 1914-1918 гг. — на военной службе вместе с иеродиаконом Епифанием Орловым, Климентом Осиповым, Петром Матвеевым и Арефой Митрениным.
В 1918 году вернулся на Московское Валаамское подворье. Там же пострижен в монашество 23 декабря 1920 года. Рукоположен во иеродиакона 2 марта 1924 года. После первого закрытия подворья в конце декабря 1924 г. иеродиакон Панхарий остался в Москве. В 1930 году, 25 декабря, посвящён в иеромонаха к церкви Ржевской иконы Божией Матери заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским).
В 1932 году был арестован по статье 58-10 УК РСФСР за участие в «группировке вокруг церквей г. Москвы, проведение среди церковников антисоветской агитации и распространение всякого рода контрреволюционных провокационных слухов». Кроме того его обвинили в «организации широко разветвлённой сети по сбору денег и продуктов для оказания помощи ссыльному духовенству», что он сам подтвердил на следствии, а также в том, что «он рассказывал о чуде, происшедшем при крещении 7-летнего ребенка», что он тоже подтвердил. Но при всём том отец Панхарий отрицал свое участие в каких-либо контрреволюционных группировках и антисоветской агитации.
Он был сослан в Казахстан сроком на три года. В 1935 году вернулся в Москву и до начала Великой Отечественной войны служил в селах Панюково и Белая Колпь Московской области. 11 июня 1941 года назначен священником в село Виликово Владимирской области, где прослужил всего один месяц. По распоряжению властей снят с регистрации и выслан в Бельковский район Рязанской области, где работал на ж/д станции больше двух лет. С 1 января 1944 года священник села Нарма Владимирской области. В мае 1944 года переведен в село Великодворье той же области. В 1945 году награжден наперстным крестом. В 1946 году награжден палицей и возведен в сан игумена.
По прошению Великодворских верующих батюшка был переведён к месту своего последнего служения. Неподалеку от храма – маленькая избушка, ставшая свидетельницею его последних подвигов и мучения. За год до смерти на отца Панхария было совершено покушение с целью ограбления храма, так как у самого батюшки брать было нечего. Его сильно избили, требовали ключи от храма, чтобы взять деньги, но денег не оказалось, всё уходило тогда на уплату налогов. Ничего не найдя, воры забрали мантию и отрез на рясу.
Грабители были свои, сельские, — по незлобию батюшка их простил, не стал заявлять в милицию, так как у них были дети. На исповеди батюшка указывал на покаяние благоразумного разбойника, ставил его в пример и рассказывал сколь благ Господь, как Он прощает кающихся. По примеру Христа простил своих обидчиков и отец Панхарий. Однако посещение грабителей не прошло бесследно, батюшка долго болел, отходя от побоев, и через год скончался.
Это было 17 июля 1950 года. Через три дня он был погребён в селе Великодворье за алтарём Пятницкой церкви.
По материалам сайта Валаамского монастыря