Паломничество на Кипр на английском языке. Дневник. Заключительная часть

Часть 1 можно прочитать здесь.

Часть 2 можно прочитать здесь.

ДЕНЬ 6 | четверг

Икона Божией Матери Эмирская – икона в иконе

Новый день нашего паломничества готовил нам ещё одну поездку в горы Троодоса. В течение всего дня во время переездов на автомобиле между монастырями у нас была интересная беседа о том, чем обогащает нас древнегреческие культура и наука. Александр задавал наводящие вопросы, мы отвечали на них, а если не знали ответа, то отвечал сам Александр. Среди культурного наследия Древней Греции мы вспоминали и математику, и философию, и памятники литературных произведений, комических и трагических. От жанра трагедии мы перешли к трагедии распятия Иисуса Христа и к тому, как этимология и понятие трагедии соответствуют тому, что произошло на Голгофе.

Первым монастырём на нашем пути была обитель в честь иконы Божией Матери Амиру (Эмирской). Название иконы необычно, поскольку слово эмир обычно бывает связано с мусульманским миром.

Существует несколько версий основания монастыря. По одной из них, богатый сирийский эмир путешествовал на корабле со своей дочерью, которая была слепа. По другой версии сам эмир плохо видел, поскольку уже был стар. Проплывая мимо Кипра, дочь эмира либо сам эмир увидел свет в глубине острова. Вдохновлённые этим чудом, мореплаватели, высадившись на берегу Кипра, отправились в его глубь, и нашли источник воды, а рядом с ним – икону Божией Матери. Умывшись водой из источника, дочь эмира либо сам эмир прозрел. В благодарность за исцеление эмир повелел построить на этом месте православный монастырь.

Монастырь женский, после того как мы помолились в храме и приложились к иконе Богородицы, нас в архондарике встретила монахиня Софрония, чьим послушанием является угощать паломников и беседовать с ними. Матушка Софрония рассказывала о том, как она и её муж (ранее отошедший ко Господу) пришли к церкви, и что в этом главную роль сыграл старец Софроний (Сахаров), ученик св. Силуана Афонского. Их обращение состоялось после встречи с о. Софронием в Эссексе (Англия). Старец Софроний в определённый момент жизни был вынужден переехать с Афона во Францию, а затем – в Англию, где он основал монастырь в честь св. Иоанна Предтечи.

Мне больше всего запомнилась история о том, как о. Софроний и его монашеская община получили визы для переезда в Англию. Это было в 1960-е годы. Тогда правительство Великобритании рассматривало возможность ограничить возможности иммиграции и позволить переселяться в страну только тем, кто мог бы быть ей полезен с практической точки зрения, кто мог бы, приехав, работать и зарабатывать.

Те времена сильно отличались от нашего времени. На заседании правительства один из его членов сказал следующее: «Если бы Христос и двенадцать апостолов хотели бы переехать в Великобританию, по предлагаемым новым правилам мы бы дали визу только Иуде!» Через несколько дней после этого заседания министр иностранных дел лично просматривал заявления на визы и обратил внимание на группу монахов, которые желали иммигрировать в Великобританию. Вспомнив высказывание одного из своих коллег, министр принял решение дать право на иммиграцию о. Софронию и его общине.

Помимо бесед с паломниками, матушка Софрония также заботится о детях родителей, приходящих в монастырь на богослужения. Для детей обустроена игровая комната, а сама матушка даже играет в футбол с детьми.

Детская игровая комната в монастыре

В магазине этого горного кипрского монастыря я обнаружил «Валаамский патерик» на греческом языке. Приятно…

После посещения монастыря Эмирской иконы Божией Матери мы переехали в деревню Омодос, где находится храм в честь воздвижения Креста Господня. Главная святыня этого храма – узы Христовы. Они представляют из себя верёвки, которыми были привязаны ко Кресту руки Господа Иисуса Христа, чтобы Тело Спасителя не упало со Креста из-за разрыва мягких тканей вокруг металлических гвоздей, которыми, как мы знаем, были прибиты руки и ноги Господа ко Кресту. В храме также хранятся мощи многих святых угодников Божиих. Это была ещё одна возможность помолиться для занятых жителей мегаполиса Москвы.

Затем мы отправились на центральную площадь Омодоса, где подкрепили свои силы обедом, во время которого мы обсуждали, как очевидные чудеса влияют (или почему не влияют) на духовное состояние человека. Александр рассказал много интересного о схождении благодатного огня на Пасху в Иерусалиме и вообще о жизни на Святой Земле.

Пообедав, мы отправились в монастырь Божией Матери Троодитисса. «Троодитисса» переводится как «три дороги», которые идут от главных городов Кипра на одну из вершин горного хребта Троодос и сходятся вместе нахождения монастыря.

Монастырь был основан во времена иконоборчества в 8-9 веках. Один монах, спасая икону Богородицы, приехал на Кипр, удалённый от центра Византии, по причине чего почитание икон здесь не преследовалось так яростно. Сначала он поселился в монастыре свт. Николая кошек, но через 4 года Богородица указала ему место пребывания иконы, явив огненный столб на вершине горы. Монах перебрался туда и поселился в пещере. В последствии, уже после его смерти, икона так же через чудный свет была явлена в пещере пастухам, после чего рядом с пещерой был основан монастырь.

Икона Божией Матери «Троодитисса»

Главная святыня обители – икона Божией Матери Троодитисса – одна из 70, написанных евангелистом Лукой, несколько из которых попали на Кипр во времена иконоборчества (а именно Махериотисса, Аракиотисса, Хриссоройятисса и образ из Мегалос Агрос).

Чудотворная икона Троодитисса особенно почитается как святыня, через которую Бог по молитвам Его Матери дарует чад бездетным супругам. Наиболее известное из таких чудес произошло с Иоаннисом и его супругой, у которых не было детей. Они помолились перед иконой Троодитиссы и дали обет, что если у них родится сын, то они отдадут его в монастырь, чтобы он стал монахом. Действительно, у них родился сын, которого крестили в храме монастыря. Мальчик подрастал, и родителям было очень жалко расставаться с ним. Когда сыну было примерно 10 лет, родители решили «выкупить» его и не отдавать в монастырь. Они принесли большое пожертвование в обитель. Когда они в храме сообщили монахам о своём решении, с потолка оторвался камень прямо над головой мальчика. Но Богородица чудесным образом спасла ребёнка. Её образ Троодитисса наклонился и принял удар камня на себя. Застрявший в иконе камень и сегодня находится на её обратной стороне. Мальчик был потрясён случившимся и объявил родителям, что останется в монастыре, чтобы стать монахом.

Другой известный случай произошёл в 19 веке, когда бездетная женщина зрелых лет усердно молилась перед иконой Богородицы Троодитисса, её молитва была услышана, и она родила малыша. В знак благодарности она даровала монастырю пояс, который носила все месяцы своей беременности. Со временем пояс поместили в алтаре подле чудотворной иконы. В монастыре существует особый чин, когда на женщину, состоящую в венчанном браке, одевают этот пояс, и священник читает над ней молитву о зачатии ребёнка. В монастыре известно более чем о 100 случаях, когда после молитвы о зачатии ребёнка с верой женщины рожали детей несмотря на медицинские заключения, исключавшие саму возможность беременности.

Храм монастыря

Приведу и я своё свидетельство во славу Бога и его Пресвятой Матери. В августе 2017 г. мне довелось побывать в монастыре Ватопед на горе Афон. Приехав (а точнее, приплыв на корабле) в Ватопед утром, я расположился в паломнической гостинице, позавтракал и отправился в храм. Для удобства я напечатал мои прошения на листе бумаги, чтобы не вспоминать каждый раз, что я хотел бы попросить в молитве. Пока я был в храме, пришла группа паломников, для которой священник вынес из алтаря святыни, в том числе и пояс Богородицы, известный тем, что через него Матерь Божия помогает с зачатьем и рождением детей. Мне также удалось помолиться перед поясом и приложиться к нему, после чего священник подарил мне бумажную иконку Рождества Христова – как раз, когда я помолился о даровании нашей семье второго ребёнка среди прочих немногих прошений. Получив икону Рождества, я предположил, что наверно это символ того, что моя просьба о чаде принята и будет исполнена.

Через несколько месяцев, в ноябре 2017 г., мы с женой Инной и дочкой Аней посетили монастырь Троодитисса на Кипре, где священник возложил на Инну пояс, о котором я писал выше, и прочёл молитвы о зачатии чада. На третий день после этого мы узнали, что ждём ребёнка. При этом анализ крови, который Инна сделала перед вылетом на Кипр, показывал, что тогда беременности не было. И вот, 10 июля 2018 г. у нас родился Петя. Таким образом, мы можем лично свидетельствовать, что и через пояс Богородицы, который хранится в Ватопеде на горе Афон, и через пояс и икону Богородицы Троодитисса на Кипре Божия Матерь действительно помогает с рождением чад!

***

Мы (теперь уже я возвращаюсь к паломнической группе Английского православного дискуссионного клуба) помолились в храме монастыря, приложились к чудотворной иконе Троодитисса, и отправились вверх на гору в пещеру, где подвизался неизвестный монах, который привёз икону на Кипр, а также в последствии и другие подвижники, искавшие уединённой жизни. В 1949 году в пещере были найдены два старинных захоронения и глиняные сосуды 16 века, которые свидетельствуют о подвиге отцов, совершаемом в этой пещере. Поскольку я боюсь высоты и испытываю небольшое головокружение, подъём по горной тропинке представлял для меня небольшое испытание.

Пещера хорошо обустроена для паломников – в ней достаточно места, сделаны бетонный ровный пол и дверь, помещена гробница двух отшельников и икона Богородицы с горящим светильником подле неё. Это труды отцов, которые и нашли останки подвижников и глиняные сосуды, а также архимандрита Афанасия, который в 1972 году занимался реставрацией пещеры.

От входа в пещеру открывается чудесный вид на горы и море, а при чистом небе виден и монастырь свт. Николая кошек на берегу острова. Мы сфотографировались и отправились в последний на этот день монастырь в честь иконы Божией Матери Трикукьётисса.

Вид от пещеры

Вид из пещеры

Рядом с пещерой отшельников недалеко от монастыря Божией Матери Троодитисса

В пещере

В монастыре Трикукьётисса некоторое время пребывала Киккская икона Божией Матери до того, как она была перенесена в Киккский монастырь. Трикуккья – тихий женский монастырь. Ближе к вечеру стало прохладно, поэтому было особенно приятно подкрепиться угощением для паломников. Потом же мы отправились домой отдыхать, а в пятницу нас ждал новый, особенный день.

ДЕНЬ 7 | пятница

Этот день был особенным для меня, поскольку после завтрака мы отправлялись в монастырь Ставровуни. «Ставровуни» переводится с греческого как холм креста. Монастырь был основан в 4 веке царицей Еленой, которая по пути из Святой Земли в Византию во время бури останавливалась на Кипре. Согласно преданию, явившийся ей во время бури ангел повелел основать на острове монастырь, пять храмов и оставить частицу Животворящего Креста, обретённого ею в Иерусалиме. Как гласит монастырское предание, перед тем как Елена сошла на берег, была обнаружена пропажа креста благоразумного разбойника. После долгих поисков он был найден парящим в воздухе над вершиной кипрской горы Олимп. Крест благоразумного разбойника со вложенной частицей Животворящего Креста и одним из гвоздей, которым было пронзено тело Христа, был оставлен Еленой на вершине этой горы. На этом месте и был основан монастырь.

О чуде парения креста благоразумного разбойника свидетельствует русский преподобный игумен Даниил в «Хождении игумена Даниила» (12 век):

«Стоит же тот крест на воздух ничем не прикреплен к земле, но так, Духом Святым носим в воздухе. И тут я, недостойный, поклонился святыне той чудной, и видел глазами своими грешными благодать Божию на месте том, и исходил тот остров как следует».

Крест в иконостасе храма в Ставровуни

В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками, но спустя несколько лет был чудесным образом возвращён на прежнее место. Однако потом святыня пропала вновь и остаётся ненайденной до настоящего времени.

Главной святыней монастыря является древний кипарисовый крест в серебряном окладе, содержащий частицу Животворящего Креста. Он установлен в специальной нише в первом ярусе иконостаса в соборном храме в честь Воздвижения Креста Господня.

Особенностью монастыря является запрет на его посещение женщинами, которые обычно посещают храм всех кипрских святых рядом с монастырём, в то время как мужчины посещают сам монастырь.

Когда мы приехали к монастырю, храм всех кипрских святых был закрыт, и наши спутницы любезно согласились просто подождать нас с Александром. В монастыре я помолился перед крестом с большой частью Древа Господня. После этого я немного поговорил с монахом, в обязанности которого, видимо, входило приветствие и короткие наставления паломникам. Я рассказал монаху о нашем английском дискуссионном клубе, на что он ответил мне, что если я откажусь от языка, то язык откажется от меня. Я думаю, что это может указывать на выбор новой работы, которым я сейчас озадачен, в пользу компании, где рабочим языком является английский.

Монастырь Ставровуни расположен на вершине высокого холма

Затем Александр сказал мне, что нас приглашают разделить трапезу с братией. В трапезной для паломников выделен отдельный стол. Нас угостили простой, но вкусной едой, если не ошибаюсь, включавшей овощи и фасоль. А в подарок нам дали несколько ягод клубники, которой мы угостили наших дам, неравнодушно относившихся к ней.

Анну и Анастасию, вернувшись к машине, мы не нашли. Пришлось позвонить им по мобильному телефону. Оказалось, что они решили зайти за ограждение и посидеть на лавочке практически на вершине горы.

Затем мы отправились в Ларнаку, рядом с которой расположен монастырь Ставровуни. Собор Ларнаки хранит одну из наиболее «впечатляющих» святынь Кипра – мощи и гробницу св. Лазаря Четвертодневного, друга Господня и брата Марфы и Марии из Вифании.

Соборный храм города Ларнака

Гробница св. Лазаря
Александр указывает на надпись на греческом «Друг»

Известно две версии того, как св. Лазарь попал на Кипр. По одной из них, он покинул Святую Землю, спасаясь от иудеев, которые стремились убить его, потому что многие, убеждаясь в чуде воскрешения Лазаря из мёртвых, уверовали в Господа Иисуса Христа. По другой версии, иудеи связали Лазаря, положили в лодку и отправили в свободное плавание по морю, но Лазарь чудом выжил, а его лодка приплыла к берегу Кипра, где святой в последствии был епископом.

В конце 9 века византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи св. Лазаря в Константинополь, но киприоты поменяли часть мощей Лазаря с останками из другой гробницы и, таким образом, оставили эту часть мощей у себя.

Мы помолились у мощей св. Лазаря и спустились в усыпальницу под алтарём храма, где стоит его гробница.

Ковчег с мощами св. Лазаря, друга Христова

На площади у собора

Затем наша группа отправилась на территорию военной базы Великобритании на обед в ресторанчик, куда ходят местные жители. Хотя та местность и относится к военной базе, на саму военную базу мы, разумеется, не заезжали. Во время обеденной беседы Александр вспомнил мой вопрос, можно ли встретиться с митрополитом Лимасольским Афанасием, чтобы попросить его совета и помощи с одним серьёзным, с моей точки зрения, духовным вопросом. Александр выяснил, что в этот вечер митрополит Афанасий будет служить вечернюю службу с акафистом Божией Матери недалеко от Лимасола, и мы решили вечером отправиться туда.

Но до вечера ещё оставалось время, и сначала мы отправились в женский монастырь святой первомученицы Феклы, ученицы апостола Павла. Монастырь этот красиво украшен цветами и известен не только святым источником воды, но и грязевым источником, через который верующие получают исцеление кожных заболеваний.

Св. первомученица Фекла

Как и многие другие монастыри на Кипре, этот монастырь близок мне тем, что мы с женой посещали его ещё до супружества.

В главном храме монастыря хранится часть мощей св. Феклы, которые сохраняют температуру человеческого тела. Когда мы с женой посещали монастырь, тогда ещё можно было приложиться к самим мощам, и действительно, они тёплые. Сейчас же паломники прикладываются к мощам через пластиковую плёнку, поэтому не получается ощутить их температуру.

Храм Христа Человеколюбца в Лимасоле

После монастыря св. Феклы мы отправились назад в Лимасол в русскоязычный храм Христа Человеколюбца. Именно в этом храме когда-то мы с женой были на Рождество, и тогда как раз служил владыка Афанасий. Храм здесь объединяет русскую паству, возможно, больше, чем на родине, не только через богослужения, но и через воскресную школу, и через внебогослужебные мероприятия. Исповедь в этом храме бывает по пятницам вечером (Кипрская православная церковь придерживается традиции, в соответствии с которой исповедь не обязательно предшествует причастию). Тем не менее, очередь на исповедь оказалась не очень длинной (возможно, потому что мы приехали как раз до времени окончания рабочего дня). Мы поисповедовались и отправились по направлению к храму, где должен был служить митрополит Афанасий, по пути остановившись перекусить в пекарне. До храма мы добрались уже во время второй половины службы. Честно говоря, если служба – на греческом языке и не литургия, то тогда я плохо в ней ориентируюсь за исключением наиболее понятных моментов, таких как канон, ектения и т.п. В храме почти все скамейки были заняты, но Александр сказал, что могло бы прийти гораздо больше человек. Что ни говори, но лично мне ближе, когда во время службы люди стоят (и сидят те, кому стоять трудно), а не все подряд. С другой стороны, службы в грекоязычных храмах порой длиннее наших, почему и традиция сидеть может иметь и практическую причину.

Митрополит Афанасий Лимасольский на акафисте Божией Матери

После службы нам с Александром удалось завладеть вниманием владыки Афанасия на пару минут благодаря тому, что Александр свободно владеет греческим. Поскольку священника, который мог бы помочь с переводом на русский или английский язык, в тот момент не оказалось рядом с владыкой, он предложил написать ему письмо и передать его в митрополию. Зато мы узнали от одного из священников, митрополита Афанасия, что на следующий день, в субботу, будет литургия на английском языке в кафедральном соборе Лимасола! Это была отличная новость – закончить паломничество Английского православного дискуссионного клуба литургией на английском языке. Мы узнали, во сколько примерно начнётся служба (а именно, в 6:30), Александр довёз нас до собора, чтобы мы точно знали, где он находится и как выглядит. Собор этот весьма большой и величественный. Итак, уже поздним вечером мы отправились в отель отдыхать и тепло попрощались с Александром. Мне предстояло очень активное утро – собрать вещи, сходить на литургию, позавтракать, написать письмо митрополиту Афанасию, отвезти его в митрополию и выехать из

гостиницы примерно в 11 утра.

ДЕНЬ 8 | суббота

Кафедральный собор Лимасола

В субботу нужно было встать рано, чтобы успеть всё. Мы добрались до собора вовремя, но службы не было заметно. Оказалось, что она начиналась в правом пределе. Служил отец Патрик, ирландец, а хор состоял из двух певчих. Мы пришли, когда читались Часы. Кроме нас на службе было ещё 2-3 человека, потом подтянулись ещё 2-3. Что сказать, литургия есть литургия!..

После службы отец Патрик рассказал, что он служит на английском каждую субботу. Он звал прихожан на службу через неделю, в день памяти своего небесного покровителя – святителя Патрикия, просветителя Ирландии. Очень трогательно, но мы не могли. Зато на будущее теперь известно, где по субботам можно участвовать в литургии на английском.

Затем мы вернулись в отель, я занялся выполнением плотного плана, ещё раз вернулся к митрополии с письмом, его принял мальчик лет 13, который, видимо, дежурил у дверей митрополии в выходной день.

Отец Патрик служит литургию на английском языке

Мигом я вернулся в отель, по пути сняв в банкомате деньги на оплату трансфера в аэропорт, захватил свои вещи, и мы покинули наш хороший отель. Нас вёз знакомый Александра, грузин Никос. По дороге он рассказывал, что раньше работал в Греции, водил и большие автобусы, и маленькие, но потом работы не стало, и он перебрался на Кипр. Сейчас у него минивэн. Ещё наш водитель рассказал, что в Лимасоле больше русских, чем в других городах Кипра, примерно 10% от населения народа. Интересно, что русские составляют третью по размеру национальную общину на Кипре (после греков и турок). За беседой и смотрением в окно (а Кипр в марте – зелёный) мы добрались до аэропорта вовремя и благополучно долетели до Москвы.

Что теперь? Если Бог даст, мы планируем в 2019 г. совершить аналогичное паломничество на Святую Землю… а пока, надеюсь, что мы приобрели нечто полезное для духа и для жизни, чему-то научились.