Неделя Крестопоклонная

Неделя Крестопоклонная

Неделя третья Великого поста — Крестопоклонная (или Средопостная). Такое название этот день получил по причине литургических особенностей совершаемого богослужения: на утрене воскресного дня, а также в последующие седмичные дни (понедельник, среду и пятницу) молящимися в храме совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. Сам чин поклонения Кресту совершается аналогично богослужению на Воздвижение Креста Господня и на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
Церковный историк и поэт средних веков Никифор Каллист Ксанфопул, которому принадлежит авторство синаксарей Триоди, так говорит об этом дне: «Поскольку сорокадневным постом и мы неким образом распинаемся, умерщвляемые страстями и ощущающие горечь от нерадения и падений, то и предлагается Честной Животворящий Крест, как освежающий и укрепляющий нас, приводящий на память страдания Господа нашего Иисуса Христа и утешающий (ибо если Бог наш ради нас распялся, то сколь много и нам подобает для Него трудиться?), облегчающий труды и скорби наши представлением Владычних скорбей, напоминанием и чаянием славы от Креста. Ибо как Спаситель наш, взойдя на него, чрез бесчестие и горечь прославился, так должно и нам поступать, чтобы прославиться, хотя бы и претерпели сперва некоторую тяготу… А посреди седмерицы Святой Четыредесятницы предлагается это потому, что из-за сокрушения, огорчения и разленения, приключающихся в нас постом, Четыредесятница сия подобна бывает горькому источнику Мерры. И как божественный Моисей в средину источника того древо вложил, сделав его сладким (см.: Исх.15:25), так и Бог, проведший нас чрез духовное Красное море прочь от фараона, древом Честного и Животворящего Креста горечь сорокадневного воздержания делает сладкой, утешая нас, как в пустыне пребывающих, доколе не возведет Воскресением Своим к духовному Иерусалиму. Или еще: поскольку Крест и по имени, и на деле есть древо жизни, а древо сие насаждено было посреди Эдема, то соответственно сему и божественнейшие отцы посреди святой Четыредесятницы древо крестное насадили, напоминая посредством его и об Адамовом невоздержании, и об упразднении древа того древом нынешним, ибо мы, от него происходя, уже не умираем, но наполняемся жизнью».
В качестве дополнения к материалу предлагаем выдержку из дневниковых записей валаамского подвижника XX столетия монаха Иосифа (Шорина), затрагивающую тему поклонения Животворящему Кресту Господню:
«…Празднуя этот праздник упованием и верою в Божию помощь, гони далеко всякий бесовский помысел уныния и малодушия от души твоей, говори: Господь на Кресте совершил мое спасение, о чем буду печалиться и смущаться? Вся Вселенная веселится о Кресте Христовом, какое смущение может огорчить мою душу? Господь отъял всякую скорбь от верующих чад Своей Церкви, я ли один обделен Его милостью? Радуйся, душа моя, о Господе, Спасе твоем, и покланяйся с любовью Кресту Его, на немже Он как Бог и Владыка упразднил всю вражью власть и силу. О живоносное трилюбезное Древо, обагренное Христовою кровью, сохрани меня от всех вражьих помыслов уныния и малодушия силою Твоею».

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники