О Святой Четыредесятнице и Великом посте

О Святой Четыредесятнице и Великом посте

Великий пост (или Святая Четыредесятница) состоит из сорока дней, после которых следуют Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим, начинающий Страстную седмицу, непосредственно предшествующую Празднику праздников — Светлому Христову Воскресению, Пасхе. В два обозначенных дня между Четыредесятницей и Страстной седмицей пост не отменяется, но лишь незначительно послабляется,усиливаясь со страстного Великого Понедельника.
«Почему называем ее (Страстную седмицу) великой? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст. — Потому, — отвечает, — что в продолжение ее совершилось для нас великие и неизреченные благодеяния». Эти слова Святителя без какого-либо искажения смысла можно перенести и на Святую Четыредесятницу, сопоставимо которой Страстная седмица является некоей «финишной прямой». Страстная седмица непосредственно примыкает к Пасхе,но вся предшествующая ей Четыредесятница — путь навстречу Кресту, путь через Крест к Воскресению. Пост называется великим не по причине длительности, а по исключительному величию празднуемого после него Праздника праздников, приготовлением к которому он и является.
Нередко понятия «Великий пост» и «Святая Четыредесятница» отождествляются, тем самым выделяя Страстную седмицу в качестве особого периода вне Великого поста. «Настольная книга священнослужителя» говорит об этом следующее: «Великий пост состоит из собственного сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей Христовых». О том же говорит русский дореволюционный исследователь богослужения и церковного искусства, литургист и магистр богословия Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Григорий Дебольский: «Он (Великий пост) слагается из поста Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы». Далее, «Настольная книга священнослужителя» сообщает: «В постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы), начиная со второго дня (с понедельника) и оканчивая в пятницу, потом начинается святая седмица Пасхи (страданий Христовых), постясь во время ее, все — со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих» (кн.5, гл. 1). Святой Епифаний Кипрский пишет: «Четыредесятницу до семи дней Святой Пасхи (до Страстной седмицы) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении» (Изложение кафолической веры, XXII)». Изложенное объясняет разделение видовых понятий Четыредесятницы и Страстной седмицы, а также объединение их в родовом понятии Великого поста.
Великий пост — единственный из многодневных постов, который определен в церковных канонах. Из однодневных постов каноны определяют столько среду и пятницу каждой недели как напоминания о событиях, предшествовавших Кресту (в среду Синедрион принял решение о предании Господа Иисуса Христа смерти, в пятницу Он был распят). В «Алфавитной Синтагме» Матфея Властаря сказано: «Собственно узаконен один сорокадневный пост — перед Святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило (69-е святых апостолов) и о них. Впрочем, думаю, что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, то есть в пост святых апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова».
Седмичные великопостные богослужения существенно отличаются от совершаемых в обычное время. В богослужении преобладает чтение, особые распевы песнопений, на ектениях характерны минорные интонации прошений. С понедельника по четверг первой седмицы на великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается только по субботам (за исключением праздника Благовещения, в честь которого она служится в любой седмичный день), а в воскресные дни — Литургия святителя Василия Великого (за исключением Входа Господня в Иерусалим). В будничные дни — «неполная» Литургия Преждеосвященных Даров, когда все причащаются Дарами, освященными за предшествовавшей воскресной Литургией.
Среди многообразия великопостных текстов неким лейтмотивом звучит молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Данная молитва заключает в себе всю суть поста, его дух. Используя все те богатые средства, предлагаемые нам великопостным богослужением, постараемся понести посильный для каждого подвиг и с радостью встретить Светлое Христово Воскресение, позволяющее нам будучи еще на земле, приобщиться вечной, небесной радости.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники