14 января – Обрезание Господне и день преставления святителя Василия Великого

14 января – Обрезание Господне и день преставления святителя Василия Великого

На 8 день после Рождества Господа нашего Иисуса Христа Святая Церковь празднует событие Обрезания Господня. Для многих верующих этот праздник остается незаметным или просто пропускается, как не совсем понятное событие из земной жизни Спасителя. Может быть кто-то даже считает “неэтичным” поздравлять друг друга с этим праздником. Постараемся разобраться, в чем суть этого великого Господского праздника.
 
Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В древнееврейском понимании человеческой крови предавалось священное свойство, так как считалось, что в ней сокрыта душа. Таким образом, кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. Для израильтян этот обряд стал Божиим установлением и означал вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом. В Священном Писании Ветхого Завета об этом повествует Книга Бытия: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17:10, 11).
Обрезание в Ветхом Завете явилось прообразом будущего новозаветного Таинства Крещения. Смысл его заключается в жертве, которую одновременно Господь приносит за нас, а мы – должны принести Ему, отдавая свое сердце. Суть Таинства Крещения и ветхозаветного обрезания состоит в смерти ветхого человека и воскресении “нового” духовного человека, как в последствии об этом часто говорил святой Апостол Павел.
 
У евреев обряд обрезания совершался на восьмой день в Иерусалимском храме. При этом мальчику сразу же нарекали имя. На восьмой день после Рождества, Богомладенец, рожденный Пречистой Девой Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве.
 
По толкованию Святых отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как потом об этом учили некоторые еретики.
 
Преподобный Иоанн Дамаскин в своем творении “Точное изложение православной веры” говорит об Обрезании Господнем следующее:
 
Обрезание было дано Аврааму до закона, после благословений, после обетования, как знак, отличающий его, детей его и домочадцев его от народов, с которыми обращался.
Это ясно (из следующего): когда Израиль один, сам по себе, сорок лет провел в пустыне, не смешиваясь с другим народом, тогда все, родившиеся в пустыне, не были обрезаны. Когда же Иисус перевел их через Иордан, то они были обрезаны и явился второй закон обрезания. Ибо закон обрезания дан при Аврааме; потом он прекратил (свое действие) в пустыне в течение сорока лет. И снова во второй раз Бог дал закон обрезания Иисусу, после перехода через Иордан, как написано в книге Иисуса Навина: «в сие же время рече Господь Иисусу: сотвори себе ножи каменны от камене острого, и сед обрежи сыны Исраилевы второе» (Нав.5:2). И немного ниже: «четыредесять до и два лета хождаше Исраиль в пустыни Мавдаритиде: сего ради не обрезани быша мнози от тех воинов исшедших из земли Египетская, не послушавший заповедей Божиих ижме и определи Господь не видети самим доброй земли, ею же клятся Господь отцем их, дати им землю, кипящую медом и млеком. Вместо же сих постава сыны их, ихже обреза Иисус… яко родишася на пути не обрезани» (Иис. Нав.5:6–7). Поэтому обрезание было знаком, отличающим Израиля от народов, с которыми он обращался.
 
Обрезание было также и образом крещения. Ибо как обрезание отсекает не полезный член тела, но бесполезный излишек, так и через святое крещение у нас отсекается грех; грех же, как очевидно, есть излишек желания, а не полезное желание. Невозможно, чтобы кто-нибудь совсем не имел желания, или совершенно незнаком был с удовольствием. Но бесполезность в удовольствии, то есть бесполезное желание и удовольствие, есть грех, который отсекает святое крещение, дающее нам в качестве знака честный крест на челе, отличающий нас не от народов, ибо все народы приняли крещение и запечатлены знаком креста, но в каждом народе отделяющий верного от неверного. Отсюда, когда явилась истина, бесполезен образ и тень. Поэтому обрезываться ныне излишне и противно святому крещению. Ибо обрезывающийся «должен есть весь закон творити» (Гал.5:3). Господь был обрезан для того, чтобы исполнить закон, и соблюдал весь закон и субботу, чтобы исполнить и утвердить закон. С того же времени, как Он крестился и дух Святый явился людям, сходя на Него в виде голубя, с того времени проповедуется духовное служение и образ жизни, и царство небесное“.
 
Своим обрезанием Господь Иисус Христос показал, что имеет в Себе двойственную природу – Божественную и человеческую, соединенную в Нем «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (догмат IV Вселенского Собора). Таким образом Христос есть истинный Бог и истинный Человек, Который обрезывался, крестился, ел, дышал, страдал и прочее.
Православные христиане исповедуют веру в Господа Иисуса Христа, воплотившегося и вочеловечившегося. И если праздник Рождества, это праздник Его воплощения, то праздник Обрезания – праздник Его вочеловечения.
 
В этот же день совершается память преставления Великого учителя Вселенской Православной Церкви – святителя Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
 
Василий Великий родился около 330 года в Кесарии. В семье святителя Василия к лику святых причислены мать Эмилия, сестра Макрина, брат Григорий (святитель Нисский). Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом , а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения святой Василий отправился в Афины — центр классического образования.
 
В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».
 
В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания. Ими был составлен сборник Добротолюбие. В царствование императора Констанция (337–362) распространилось лжеучение Ария. Святая Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 году был рукоположен в сан диакона, в 364 году — в сан пресвитера. При императоре Валенте (334–378), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 году Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей святитель Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.
 
Ариане всюду преследовали святителя Василия. Ему угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Святой же говорил: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь».
Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».
Роман Баранников

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники