О предпразднстве Рождества Христова

О предпразднстве Рождества Христова

С наступлением «гражданского» Нового года жизнь всех воцерковленных людей практически сразу приобретает иное качество — со 2 января начинается период предпразднства Рождества Христова, который длится до 6 января включительно — дня навечерия Рождества Христова. В богослужебном отношении эти дни являются особенными — тексты служб вводят молящегося в череду тех событий, которые буквально предваряют Рождество Христово: ведут шаг за шагом за Святым Семейством, за волхвами, вводят вместе с Божией Матерью и праведным Иосифом Обручником в вертеп, в котором должно родиться Христу. Подобную особенность точного хронологического изложения священных событий можно увидеть в богослужениях Страстной недели.
 
6 января — навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день — «до первой звезды». Это объясняется тем, что пост, который сегодня является воздержанием от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временное измерение: пост держался до захода солнца. Если последовать такой практике, то Литургия дня навечерия должна служиться вечером — так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине. В настоящее время в приходской практике эти богослужения совершаются в первой половине дня (по неспособности современных христиан держать литургический пост до вечера). В этот день принято разговляться так называемым «сочивом», то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.
 
В наступившие дни предпразднства Рождества Христова хочется привести слова архимандрита Кирилла (Павлова), которые можно считать «практическим руководством» для всех желающих достойно встретить рождающегося Спасителя: «Оставшиеся до праздника дни постараемся употребить для сво­его приготовления, главным образом, душевного приготовления, чтобы душа наша с радостию встретила этот праздник. Поэтому по возможности будем в эти дни усердно посещать храм Божий и бу­дем внимательно рассматривать свою душу, и если найдутся на ней грязные, порочные места, как, например, страсти: злоба, гнев, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и другие, — эти места надо омыть слезами покаяния. Встанем смиренно пред Госпо­дом, и с сокрушением воздохнем, и слезно восплачем пред Ним, и скажем: «Боже, милостив буди мне, грешному; очисти, Господи, беззакония моя», — и этими слезами омоется душа наша и украсит­ся. Первые христиане пред праздником Рождества Христова испо­ведовались и причащались Святых Таин именно для того, чтобы в великий праздник вступить с очищенною и омытою душою.»
 
Роман Баранников

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники