Скитский патерик: будь кротким

Скитский патерик: будь кротким

Дорогие братья и сестры! 

Весной и летом этого года и.о. начальника Московского подворья Валаамского монастыря  игумен Иосиф провел в Воскресной школе с прихожанами семь лекций–бесед на тему Евангельских блаженств: «Гора Голгофа и Гора Блаженств» и ответил на самые разные вопросы.

Для тех, кто был на этих встречах и уже погрузился в данную тематику, и для тех, кто, возможно,  задумается об этом впервые, мы предлагаем толкования русских святых и примеры из «Скитского патерика» (М., 1875), чтобы ощутить эту тематику «на вкус» и заняться практическим внутренним деланием. В данном контексте  – это своеобразный духовный альпинизм, который подразумевает серьезную подготовку и  ежедневную кропотливую работу над собой по восхождению по ступеням лестницы Заповедей Блаженств.

 В предисловии к «Скитскому патерику» написано, что «в этой книге изложены обязанности христианина, данные нам в Нагорной проповеди Господом нашим Иисусом Христом (Мф.5: 3-10), а также некоторые изречения и дела святых и блаженных отцов Христовой Церкви, живших в 4-5 веках преимущественно в странах Египта, показывающие, как они понимали и исполняли обязанности христианина. Да соревнуют святым отцам, учатся у них и подражают им стремящиеся наследовать Царство Небесное».

Будь кротким

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф. 5, 5

Будь тих, молчалив, уступчив.

Авва Пимен говорил: «Если будешь молчалив, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил».

Один брат, живущий с другими братиями, спросил авву Виссариона: «Что мне делать?». Старец отвечал ему: «Молчи и не меряйся с другими».

Брат спросил авву Матоя: «Дай мне наставление». Авва Матой между другими наставлениями сказал ему: «Если кто будет говорить о каком-либо деле, не спорь с ним; ежели он говорит хорошо, скажи: “Так”; а ежели не хорошо, то скажи: “Сам знаешь, что говоришь”. Не спорь с ним о том, о чем он говорит».

Авва Пимен говорил об авве Нистерое: «Как медный змей, сделанный Моисеем, исцелял народ, так и сей старец: он полон был силы и молча врачевал всех». Авва Пимен спросил авву Нистероя, как он приобрел такую силу, что какая бы напасть ни случилась в монастыре, всегда молчал и не вмешивался в дела? Авва отвечал: «Прости мне, авва! В самом начале, когда пришел в эту киновию, сказал я самому себе: подражай ослу. Как осел терпит побои и не говорит, слышит брань и ничего не отвечает – так делай и ты, как говорит псалом: скотен бых у Тебе. И аз выну с Тобою (Пс. 72, 22–23)».

Будь доволен своим жребием

Авва Пимен говорил: «Не воин Христов тот, кто жалуется на жребий свой».

Один брат спросил авву Пимена: «Как должно мне жить?». Старец между другими наставлениями сказал ему: «Надобно везде, где бы ни случилось быть тебе, подавлять в себе недовольство».

Брат пришел к авве Пимену и спрашивает его: «Что мне делать?».– «Пойди,– сказал ему старец,– сблизься с тем, который говорит: “Чего более желать мне?” – и найдешь покой».

Авва Ор говорил: «В каком бы искушении ни был ты, не жалуйся ни на кого, кроме себя, и говори: это случилось со мной по грехам моим».

Будь послушлив

Пришли однажды к великому Памво из Скита четыре брата, одетые в кожу, и каждый из них рассказывал ему о добродетели другого. Один постился много, другой был нестяжателен, третий стяжал великую любовь, о четвертом они говорили, что он уже двадцать два года прожил в повиновении старцу. Авва Памво отвечал им: «Скажу вам, что выше всех добродетель последнего: каждый из вас по своей воле приобрел ту добродетель, которую имеет, а сей, отвергшись своей воли, исполняет волю другого. Такие люди подобны исповедникам, если они до самого конца пребудут в послушании».

Рассказывали об авве Силуане: однажды, прогуливаясь в Скиту со старцами, захотел он показать им послушание ученика своего Марка (за что он любил его). Увидев небольшого вепря, старец сказал Марку: «Видишь ли ты, сын мой, этого малого буйвола?».– «Вижу, авва»,– отвечал он.– «Как хороши у него рога!».– «Так, авва!» – сказал Марк. Старцы подивились ответу его, и назидательно было для них послушание его.

Авва Сисой рассказывал: «Авва Ор и авва Афре жили в большом согласии до самой смерти. Авва Афре имел великое послушание, авва Ор великое смирение. Провел я у них несколько дней, наблюдая за ними, и увидел я весьма чудное дело, которое сделал авва Афре. Кто-то принес им небольшую рыбу. Авве Афре хотелось приготовить ее для старца; он разрезал ножом рыбу, как вдруг позвал его к себе авва Ор. Афре оставил нож в рыбе и не стал дорезывать остального. Я подивился его великому послушанию, почему он не сказал: “Подожди немного, пока я разрежу рыбу”. Я спросил его: “Авва Афре! Откуда ты приобрел такое послушание?”.– “Это не мое,– отвечал он,– а старцево”. Потом он взял меня и сказал: “Пойди, посмотри, каково его послушание”. Он сварил немного рыбы и, нарочно испортив варево, подал его старцу. Старец ел, не говоря ни слова. Авва Афре спросил его: “Хорошо ли, старец?”.– “Весьма хорошо”,– отвечал авва Ор. Потом авва Афре принес ему рыбы, весьма хорошо приготовленной, и сказал ему: “Испортил я, старец!”.– “Да,– отвечал он,– немного испортил”. Тогда сказал мне авва Афре: “Видишь ли, каково послушание старца!”. После сего я ушел от них и по силам моим старался исполнять, что видел у них».

Помни, что за кротость Господь обещает наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых (Пс. 26, 13),– там, где живут и не умирают, вечно радуются с Божественным Агнцем – Иисусом Христом.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники