Проповедь игумена Иосифа в воскресенье, 22 октября 2017 года, перед совершением молебна с акафистом в честь святых Царственных страстотерпцев

Проповедь игумена Иосифа в воскресенье, 22 октября 2017 года, перед совершением молебна с акафистом в честь святых Царственных страстотерпцев

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мы стоим с вами на пороге тех дней, когда воспоминаются трагические события столетней давности, приведшие к гибели православной страны, братоубийственной войне и мученической кончине и страданиям десятков и сотен тысяч православных христиан. В ознаменование этой памяти мы сейчас и двадцать пятого октября совершим соборное служение молебна с акафистным пением в честь святых царственных страстотерпцев, а в их лице — всех тех, кто отдал свою жизнь за Христа в годину гонений. Помолимся также и о тех, чьими руками тогда пролилось море мученической крови, но и поныне наносятся раны Христовой Церкви.

Море – это символ свободы. Над пространством новорожденной вселенной, чья форма столь неопределенна, что в своей первоначальной податливости уподоблена воде и воздуху, веет Дух Божий, Который есть Дух свободы, преображая в красоту то внутреннее смятенье, которое море хранит в своей бездне. Тот, Кого Церковь называет Изрядным Художником, погружает в этот первоначальный материал творения, в эту воду свою кисть, и семь ее взмахов наполняют картину мира радугой цветов и красок.

Но море – это и символ обезумевшей грехом материи, которая силится вырваться из руки Своего Создателя, и рвется к смерти, увлекая за собой того, кто предпочел земное небесному. От Ветхого ковчега до Нового, от праотца Ноя до Апостола Петра идет враг на приступ корабля Церкви, и не успокоится, стремясь навсегда пригвоздить на скрещении перекладин мачт его Великого Кормчего. Но если глаза врага будут удержаны, подобно тому, как были удержаны глаза побивавших камнями первомученика Стефана, он, не видя Кормчего, будет искать смерти тех, кто Его видит. Человек, — сказал Дидро, — никогда не будет свободен до тех пор, пока последний король не будет повешен на кишках последнего священника. И в перевернутом мире, где свободное падение в бездну представляется восхождением человека к высотам своего призвания, враг не устает искать смерти верующего, потому что это освободит его от мук совести, и смерти Богом установленного правителя, потому что это освободит его от наказания перед земным законом. Пройдет время, и доспехи легионеров, распинавших Христа и влекших в Колизей первомучеников, сменятся карманьолами, гимнастерками и костюмами, но всегда гонители Христовой Церкви будут объяснять свои поступки высокими идеалами искусства или политики, придумывая все новые и новые оправдания – подобно Леди Макбет, постоянно моя покрытые кровью руки и постоянно ища новые жертвы. 

Если бы мы не были Православными, если бы мы сегодня искали истинную Церковь, мы должны были бы искать ту Церковь, Которая не может ужиться с этим миром – мы должны были бы искать ту Церковь, Которую ненавидят. Потому что, если Христос подлинно присутствует в Церкви, Он должен быть также ненавидим сегодня, как Он был ненавидим тогда, когда Он ходил по земле. Вы хотите знать, где эта истинная Церковь? Ищите Церковь, которую ненавидит мир, потому что мир ненавидел Христа. Ищите Церковь, которую обвиняют в том, что ее метод осмысления бытия ненаучный, и потому Ее самое – рудиментом прошлого, потому что Христа обвиняли в том, что Он был неучен. Ищите Церковь, которая верит, что священное неприкосновенно и не может быть предметом схоластических манипуляций или игр художественного вымысла. Ищите Церковь, для которой выход в пространство художественного творчества возможен лишь через приобщение Творцу, потому что тот, кто с Ним не созидает, тот разрушает. Ищите Церковь, на членов которой смотрят как на арьергард общества, потому что Христа обвиняли в том, что Он пришел из Назарета, из которого не может прийти ничего доброго. Ищите Церковь, которую обвиняют в том, что она водима не Богом, а дьяволом, потому что Христа обвиняли в том, что то, что Он делает, Он делает силою князя бесовского. Ищите Церковь, в жизни святых и праведников которой стараются найти низменное, подобно тому, как в жизни Пречистой Девы Марии пытались найти что-то низменное, что объяснит непорочное зачатие Ею Христа. Ищите Церковь, которую пытаются лишить права говорить от имени Бога, присваивая такое право себе – потому что Христос был распят теми, кто думал, что этим они совершают службу Богу. Ищите Церковь, которую отвергают из-за того, что Она говорит о себе как о носительнице полноты Божественной Истины – потому что Пилат отверг Христа, Который назвал Себя Истиной во плоти. Ищите Церковь, которую гонит мир, потому что мир гнал Христа. 

Ищите Церковь, которую посреди столкновения суждений и мнений ее члены любят так, как они любят Христа – и, может быть, все это даст людям повод задуматься, что если Церковь в мире так не популярна, то это значит, что Она надмирна. И, так как Она надмирна, ее бесконечно любят и бесконечно ненавидят – так, как поступали с Самим Христом. Бесконечно можно ненавидеть или любить только Бога. Следовательно, Церковь – Божественна. Следовательно, с нами – Бог!

Flickr Album Gallery Powered By: Weblizar

 

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники