Витражи в интерьерах Московского подворья Валаамского монастыря

Витражи в интерьерах Московского подворья Валаамского монастыря

Витражи с глубокой древности украшают окна христианских храмов, как Запада, так и Востока. Они украшали окна собора, ставшего образцом для множества православных храмов – Святой Софии Константинопольской. Сегодня довольно редко можно встретить витражи в интерьерах храмов России. Это объясняется тем, что витраж хрупок и гибнет одним из первых. Столетиями стоят, медленно разрушаясь, стены поруганных храмов, на которых еще можно увидеть следы древних росписей; долго сохраняют остатки позолоты купола. А о многоцветных стеклах, выбитых при первом налете разрушителей, уже не остается памяти. Поэтому традиция украшения православных храмов витражами, не раз прерывавшаяся бурями истории, и оказалась преданной забвению. Впервые иконы на стекле появились в российских храмах в начале XIX века и с тех пор органично вошли в убранство русских церквей.

На Московском подворье Валаамского монастыря существуют свои витражные композиции. В 2014 году в алтаре верхнего храма в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских был установлен витраж с образом Спасителя. Витражная икона несет в себе глубокую символику: сияющий солнечными лучами образ Христа напоминает молящимся о том, что Господь – «Солнце правды», «Восток востоков», а само по себе стекло – символ чистоты и непорочности. Когда во время богослужения открываются Царские врата, кажется, что Иисус Христос в сияющих одеждах сходит с небес прямо к молящимся в храме.

В мае 2017 года еще два витража украсили главный вход в здание подворья. С улицы над входом в храм изображен так называемый «Константинов крест», который относится к числу древнейших христианских символов Христа.

Крест состоит из двух начальных греческих букв имени Χ и Ρ, скрещённых между собой.  По краям монограммы помещают греческие буквы Альфа и Омега, первая и последняя буквы греческого алфавита. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».

Монограмма Христа. Мозаика. г. Равенна, Италия, V век.

Венок, пальмовый или терновый, расположенный вокруг креста, имеет символическое значение победы Христа над дьяволом. Это обозначение имени Христа получило большое распространение еще в апостольские времена и изображалось на военном штандарте императора Константина Великого.

Над внутренней дверью установлен витраж с изображением голубя, держащего в клюве оливковую ветвь. Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

Господь повелел и учил украшать храмы. И скиния при Моисее, и ковчег завета, и храм при Соломоне, и храмы православных, и храм Божий на небе, о котором говорит Иоанн Богослов, всё богато и красиво украшено. Украшение храма – это зримое выражение нашей любви к Богу.

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники