Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы на Московском подворье Валаамского монастыря

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы на Московском подворье Валаамского монастыря

«Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю вас, дорогие братья и сестры с великим днём Благовещения. В тропаре этого праздника есть такие слова: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление»… Это таинство было провозглашено ещё до начала веков, и теперь явилось миру. То самое таинство, о котором говорит Господь в Писании: «Семя жены сотрет главу змея». Это было сказано сразу после грехопадения Адама.
Эти непонятные удивительные слова, которые никак не могли быть осмысленны человеческим умом, тем не менее исполнились на Пресвятой Богородице. Ведь где Господь захочет, там изменяются естества, так и слова «семя жены» обретают понятность и значимость, становятся ясными для нас и очевидными. Дух Святый осеняет Богородицу, она зачинает Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Часто в иконах и росписях Пресвятая Богородица изображается за прядением в этот момент, Ангел её застаёт за этим занятием. С одной стороны такая бытовая подробность, ведь в то время хозяйство было натуральное, всё делалось своими руками, производилось в доме. А с другой стороны, это глубокий символ, как из пряжи получается тонкая нить, так из естества Пречистой Девы сотворяется единородный Сын Божий. Это Таинство и непостижимое, и понятное, и удивительное, и реальное, происходит в этот момент, когда она сидит за прядением.
Конечно же, ещё один символ сегодняшнего богослужения — неопалимая купина. Пресвятая Богородица праобразовала этот куст, который горел, но не сгорал, из которого Ангел Господень благовествовал Моисею. Так же и Богородица, которая вместила в себя огонь Божества, но тем не менее осталась неповреждённой и осталась приснодевой. Её природа не имела никакого изъяна.
Наверное, Господь мог в любой куст войти и сотворить это чудо перед Моисеем. Но не в любую жену он мог сойти Духом Святым, необходимо было, чтобы и сама жена соответствовала этому великому и страшному таинству, которое ей предстояло. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что вся ветхозаветная история приготовляет нас к этому событию, Благовещению, выбирая для человечества ту, которая могла бы вместить в себя Бога, понести Спасителя в мир. Только в дни Пресвятой Богородицы эти поиски приносят результат.
Ангелы являлись и другим людям: Моисею, Захарии и другим святым. Мы знаем, что по разному они реагировали, по разному отвечали. Захария, например, засомневался, даже был наказан немотой. Но Пресвятая Дева показала нам удивительный пример. Она не сразу принимает благовестие, но и не отвергает его. Она только говорит: «Как я могу послужить этому великому делу, когда я мужа не знаю?». Тогда ангел ей говорит о небесном снисхождении, о бессеменном зачатии, что без мужа она станет матерью Сына своего, Бога нашего.
Вот как это таинство совершилось. И мы сегодня празднуем его, ведь это касается каждого из нас. Как Она стала храмом Святого Духа, так и нам надлежит стать носителями Духа Святаго, как Она в полноте возможной для человека прошла через Боговоплощение, так и мы должны одухотвориться и стать носителями благодати. Вот об этом таинстве мы молимся и обращаемся к Пресвятой Богородице, чтобы Она нас научила, как нам нужно жить и как нам нужно молиться, и как исполнять заповеди Божии, чтобы всем приобщиться к благодати Господа нашего, Иисуса Христа. Ему же слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Проповедь протоиерея Николая Уловича в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Flickr Album Gallery Powered By: Weblizar

 

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники