Слово Преосвященного епископа Панкратия о предстоящем Соборе

Слово Преосвященного епископа Панкратия о предстоящем Соборе

Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня мы вспоминаем святых отцов Первого Вселенского Собора. Как мы знаем Вселенских Соборов было всего семь. Они собирались тогда, когда святая Православная Церковь испытывала крайнюю необходимость общецерковного решения важнейших вероучительных вопросов. Это происходило главным образом ввиду того, что разные еретические движения отклоняли верных от пути спасения, вводя свои ложные учения; и тогда требовалось, чтобы вся Церковь, вся церковная полнота выразила свое отношение к этим лжеучениям. И потому мы сегодня благоговейно чтим память святых отцов и Первого Вселенского Собора, и всех остальных Соборов, так как именно благодаря этим соборам истина, которая заключается во Христе и хранится в Церкви, осталась доныне неискаженной, и мы можем смело вверять свои души тому учению, которое Святая Церковь донесла до наших дней.

Почему я сегодня об этом говорю? Потому что завтра состоится специальное экстренное заседание Священного Синода нашей Церкви, посвященное Святому и Великому Собору Православной Церкви. Но несмотря на то, что на Архиерейском Соборе, который проходил недавно, мы приняли эти документы, в которых практически нет ничего того, что вносит изменения в церковную жизнь и учение Церкви, а только фактически фиксирует то положение, которое сейчас существует, все-таки некоторые Православные Церкви посчитали невозможным для себя участие в этом Соборе. Главные их возражения против того, чтобы экуменические контакты были введены как норма церковной жизни, а христианские общества не именовались церквями. Есть и другие возражения… Фактически завтра Русская Православная Церковь будет принимать решение об участии в Соборе – для этого и созывается Священный Синод на экстренное заседание. Поэтому завтра – очень важный день, нам надо помолиться о том, чтобы члены Священного Синода нашей Церкви, Святейший Патриарх приняли то решение, которое отвечает чаяниям народа Божия и, самое главное, соответствует Воле Божией. Мы знаем, что были поместные соборы: решения некоторых из них признаны всей Церковью как вероучительные, на других были приняты обязательные для всех христиан канонические правила, по которым мы должны жить и спасаться. Соборы обычно начинались с того, что отцы дерзновенно говорили: «Изволися Духу Святому и нам». Вот для того, чтобы так дерзновенно сказать «изволися Духу Святому и нам», нужно, чтобы Дух Святой почивал на тех отцах, на тех владыках, которые составляют Собор, ибо «Дух Святый дышит, идеже хощет» и не обязательно вдохновляет те или иные решения каждого Собора. Он может не быть на соборе, и тогда этот собор народом не принимается, и мы знаем из истории, что были соборы священные, а были соборы разбойничьи. Поэтому, конечно, нам следует молиться усиленно в эти дни, чтобы произошло то, что в полной мере соответствует Воле Божией, Промыслу Божиему и если Собор состоится, то был бы угоден Богу и Дух Святый вдохновлял отцов Собора.

Нельзя отказываться от того, чтобы мы собирались на соборы, так как Церковь наша именуется Соборной. Но как говорил св. Викентий Леринский: «В самой же кафолической (соборной) Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое (соборное), как показывает значение и смысл наименования сего, – то, что все вообще объемлет», тогда мы верим, что Дух Святой присутствует и благословляет те решения, которые принимаются. Если мы допустим такую картину, когда собор собирается ради каких-то человеческих амбиций, страстей и собирается людьми, которые ставят перед собой не божественные цели, не пользу народу Божиему, а какие-то другие цели, то вряд ли этот собор может быть признан и станет не только Вселенским Собором, но и Собором Святым. Поэтому необходимо понимать, что сейчас для Русской Церкви наступает очень ответственное время, ибо многие Церкви по разным причинам отказались участвовать в Соборе, что уже ставит под сомнение наименование и статус предстоящего собора и сейчас наша Церковь определяет: будет Собор значимым явлением в жизни Православных Церквей или это будет Собор, где представлены только греческие церкви, которые ориентируются только на Вселенского Патриарха и будут принимать его решения.

Я дерзну высказать свое личное мнение, что такой урезанный Собор не нужен сейчас, потому что он не даст ничего нового, не даст решения существующих проблем современности, которых действительно много. Например, наша Православная Церковь, я имею ввиду всю Соборную Православную Церковь, до сих пор не имеет общепризнанного порядка провозглашения автокефальных, то есть самостоятельных, и даже автономных Церквей – тех, которые входят в состав поместных Церквей. Мы спорим сейчас с Константинополем, Константинополь спорит с нами, Антиохийская Церковь спорит с Иерусалимской и так далее. Отличается жизнь и церковные правила у многих православных христиан, принадлежащих разным Поместным Церквям. Так, православные Антиохийского Патриархата рассеяны по всему миру: многие живут в Америке, в Европе, в других местах. Они весьма, как это принято говорить, либеральны: служат с монофизитами, принимают такие вещи, как «смешанные» браки, которые мы не можем принять, и так далее. Для них, например, существенным является вопрос об установлении единого календаря по новому стилю и Пасхи западной пасхалии, чтобы это было принято всем Собором. Без этого они не видят смысла в этом Соборе. А для других Церквей актуальны другие вопросы: они более консервативны, более строги к тому, чтобы следовать тому церковному преданию, которое сложилось и которое не нужно нарушать. И поэтому, конечно, мы сейчас очень разные и прийти к единому решению многих проблем весьма непросто, если возможно вообще. Возникает естественный вопрос: кому и зачем тогда нужен собор, который не решит ни одну из насущных проблем?

Более полувека готовился этот Собор, и вот теперь мы видим, как преждевременная попытка его собрать на наших глазах «разрушается». О чем это говорит? На мой взгляд, о том, что нет Воли Божией на это мероприятие. Никак не получается назвать этот собор Великим и Святым: скорее, это некое мероприятие, совещание. Но это не Святой и не Великий Собор, тем более это не Собор Вселенский, потому что Вселенский Собор – это Собор всей Церкви, он выражает согласное мнение всех верующих, всех чад Церкви Православной. А когда это превращается в собрание одних греческих иерархов, то, при всем моем к ним уважении, пусть собираются без нас, раз для них это важно настолько, что они игнорируют мнение других Церквей. А как мы будем жить? Да так, как жили столетиями, так и будем жить, храня все те предания церковные, все то, что сохранила для нас Святая Церковь наша, во всяком случае, пытаясь следовать этому преданию и жить так, как жили наши отцы, праотцы, как жили всегда на Святой Руси.

Да хранит вас всех Господь! С праздником!

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники